Методический анализ урока трудового обучения «Охрана окружающей среды» 9 класс 1. Цель урока. В настоящее время остро стоит вопрос загрязнения окружающей среды. Каждый учащийся должен понять социальную значимость решения этой проблемы, ответственность каждого человека за экологическое будущее города, страны, планеты. Поэтому целью урока является создание условий для формирования и закрепления у учащихся понятий о причинах загрязнения окружающей среды и мерах по ее защите, четкого понимания взаимосвязи причинно-следственного характера действий человека и экологического состояния Земли. Создать условия для развития образователь-ной, информационной, коммуникативной, социальной компетентностей учащихся, а так же компетентности продуктивной творческой деятельности. Способствовать воспитанию у учащихся ответственности и единства с окружающим миром. 2. Место урока в изучении темы. Разработанный урок полностью соответствует программе. Это первый урок в разделе «Охрана окружающей среды», состоящем из двух уроков: • «Охрана окружающей среды» • «Рабочие профессии отраслей производства и первичной переработки продукции сельского хозяйства». Эти уроки не похожи по тематике и второй урок раздела не является логическим продолжением первого. Урок является единственным по данной теме. Схожий по тематике урок есть в 5 классе. Поэтому важно, чтобы этот урок стал запоминающимся и ярким. Предлагаю связать его с последующим уроком с помощью домашнего задания. 3. Как данный урок связан с предыдущим, его роль в изучении следующего материала. Этот урок не связан с предыдущим, однако каждая тема позволяет говорить об экологии и охране окружающей среды, например переработка отходов производства, экологичность продуктов и сырья, влияние техники на природу и т. д. Следующий раздел программы имеет название «Основы экономического анализа хозяйственной деятельности». Еще при выполнении проектов в 7-8 классах учащиеся наряду с экономическим расчетом проекта выполняли и экологический анализ проекта, т. е. рассматривали влияние проекта на окружающую среду. Поэтому учащиеся знают о неразрывности этих понятий. А после данного урока они будут использовать еще и такие понятия, как «альтернативные источники энергии» и «замкнутый цикл про-изводства», влияющие на экономику в целом. 4. Специфика урока, его тип. Обоснованность выбранной модели обучения. Тип урока: Урок приобретения учащимися новых знаний, закрепления и творческого применения их на практике. Поскольку работа на уроке основана на использовании Веб-квеста, то каждый из учеников имеет часть знаний, которой он должен поделиться с остальной частью класс, т. е. происходит взаимообучение и как следствие каждый ребенок приобретает знания и закрепляет их при повторении остальной части класса. На практической работе учащиеся применяют полученные знания, анализируя информацию и синтезируя новый продукт. Применяется взаимооценивание работы на уроке руководителями групп. 5. Название и краткая характеристика наиболее продуктивной методики, технологии организации учебного взаимодействия учителя и учащихся. Учитель выступает в роли фасилитатора учебного процесса, на-правляя деятельность учащихся на уроке, оказывая помощь. Поскольку урок является первым в разделе и плотно не связан с последующими уроками, т. к. идет использование частичной информации урока и фрагментов знаний, необходимо учитывая социальную и воспитательную важность данной темы усилить его за счет самообразовательной деятельности учащихся. Дополнительное изучение книг для данной возрастной категории не интересно, поэтому опорой самообразовательной деятельности выбран - образовательный веб-квест. Сейчас в большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя учебную задачу. Разработан веб-квест для максимальной интеграции Интернета в тему данного учебного предмета для самостоятельного изучения части темы при подготовке к уроку. Он охватывает проблему охраны окружающей среды. Для работы в веб-квесте надо переходить по активным ссылкам на другие страницы и сайты, выбрав себе роль и выполняя предложенные задания. Для прохождения Веб-квеста нажимайте на активные ссылки в тексте (они выделены другим цветом) Использованы интерактивные методы на уроке, которые направлены на активизацию деятельности учащихся на уроке: работа в группах, ролевая игра, «мозговой штурм». Практическая работа на уроке носит творческий характер. Это положительно влияет на эмоциональный и мотивационный аспект деятельности учащихся. В большом количестве применяются наглядные средства обучения - видеоролики, которые позволяют осознать проблему экологии на подсознательном, эмоциональном уровне. Закрепление изученного материала происходит в виде мозгового штурма «Что я готов сделать для улучшения экологического со-стояния Земли», где дети рассказывают о своих маленьких шагах на-встречу чистой земле, воздуху, воде. И это важные шаги, поскольку каждый из них подразумевает какую-то жертву (комфорт, привычка, усилие и т. д.) 6. Название предметных компетентностей, которые формируются на уроке; какой инструментарий для этого используется. На уроке формируются и развиваются компетентности: 1. Социальная, поскольку весь урок имеет социальную направ-ленность, кроме этого каждый из учащихся выступает в роли активного защитника окружающей среды. 2. Информационная – во время подготовки к уроку учащимся предлагается переосмыслить и преобразовать предложенную информацию, во время изучения и творческой практической работы ученики анализируют информацию и синтезируют новый информационный продукт, получают информацию из Интернета, видеороликов. Учащимся предлагается самостоятельно найти материалы для подготовки сообщения к следующему уроку и для выполнения творческих проектов. Получают информацию из областей: природоведения, географии, химии, биологии, экологии. 3. Самообразования и саморазвития – учащиеся сами готовят материал к уроку, обучают друг друга, самостоятельно работают с полученной информацией, кроме этого «Мозговой штурм» направлен на саморазвитие и самосовершенствование учеников. В конце урока получают задание по подготовке сообщения к следующему уроку и темы творческих проектов. 4. Коммуникативной - учащиеся-учителя, выступают с презентацией «Причины загрязнения окружающей среды» (ролевая игра), им приходится общаться при работе в группах, отвечая на вопрос: «Что я готов сделать для улучшения экологического состояния Земли?» и вопросы учителя («Микрофон», «Мозговой штурм»). 5. Продуктивной творческой деятельности – задания веб-квеста и творческая практическая работа, которая направлена на создание социально значимого продукта в виде статьи и разработки комплекса мер по защите окружающей среды (они будут опубликованы в школьной газете и помещены на сайте http://sites.google.com/site/trudscul57/ 7. Какое обеспечение подготовлено к уроку. К уроку подготовлен веб-квест. Адрес сайта: http://sites.google.com/site/trudscul57/ . Видеоролик о воздействии человека на окружающую среду. Бланк-основа для выполнения практической работы. Музыкальные видеоролики для релаксации и сопровождения практической работы. Класс 9 Урок № 28 Тема. Охрана окружающей среды. Раздел № 4: Охрана окружающей среды.
I. Дидактическое обоснование урока Цели урока: • Образовательная: создать условия для формирования и закрепления у учащихся понятий о причинах загрязнения окружающей среды и мерах по ее защите, способствовать актуализации жизненного опыта учащихся. • Развивающая: способствовать развитию образовательной, информационной, коммуникативной, социальной компетентностей учащихся, а так же компетентности продуктивной творческой деятельности. • Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся ответственности за будущее планеты, активной жизненной позиции, любви к родному городу, желания участвовать в трудовом процессе. • Профориентационная: способствовать формированию знаний необходимых для профессии – эколог. • Научно-исследовательская: исследование влияния научно-технического прогресса на состояние окружающей среды.
Методическое оснащение урока: 1. Материально-техническая база: • Мастерская трудового обучения; • Проектор, экран, ноутбук с выходом в Интернет; 2. Дидактическое обеспечение: • Рабочая тетрадь; • Подготовленный учителем веб-квест (Интернет адрес: http://sites.google.com/site/trudscul57/home) • Бланк-основа для выполнения практической работы; • Видеоролик о воздействии человека на окружающую среду; • Музыкальные видеоролики для релаксации http://video.mail.ru/mail/nebs/852/2027.html и сопровождения практической работы. Методы обучения: самостоятельная работа учащихся по веб-квесту, беседа, наглядный, метод «Микрофон» Формы организации познавательной деятельности учащихся: подготовительная индивидуальная и групповая работа, групповая работа. Межпредметные и внутрипредметные связи: природоведение, география, биология, химия, экология. Понятия и термины: гидросфера, литосфера, атмосфера, окружающая среда, биосфера, альтернативные источники энергии, замкнутый производственный цикл, флора и фауна. Тип урока: Урок приобретения учащимися новых знаний, закрепления и творческого применения их на практике.
II. Ход урока: 1. Организационный момент: • Приветствие; • Назначение дежурных в классе; • Проверка наличия учащихся; • Заполнение учителем классного журнала; • Проверка готовности учащихся к уроку; • Настраивание учащихся на работу. 2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Кромсаем лед, меняем рек теченье, Твердим о том, что дел невпроворот... Но мы еще придем просить прощенья У этих рек, барханов и болот. У самого гигантского восхода, у самого мельчайшего малька... Пока об этом думать неохота, сейчас нам не до этого пока. Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц, и земли без воды... Все меньше - окружающей природы. Все больше - окружающей среды. Р. Рождественский Какое емкое стихотворение! Оно заставляет задуматься о влиянии деятельности человека на состояние окружающей среды. И результаты этой деятельности неутешительные. Мы живем в прекрасном городе на берегу Азовского моря. Но... В Мариуполе 5 июня 2008 года прошел митинг в честь Всемирного дня защиты окружающей среды. Пресс-релиз: Согласно экспертной оценке, выполненной ООН, на данный момент самыми экологически неблагополучными городами мира считаются металлургические центры стран СНГ. Возглавляют этот список города Кривой Рог и Мариуполь. Сегодня Мариуполь - зона экологического бедствия. На территории Донецкой области, которая составляет лишь 4,4 % общей площади Украины, сосредоточена пятая часть украинского промышленного потенциала. 78% промышленности составляют экологически опасные производства - металлургия, производство электроэнергии и кокса, добывающая промышленность. Основными загрязнителями атмосферного воздуха в регионе являются предприятия черной металлургии, угольной промышленности и тепловые электростанции, на производственные объекты которых приходится почти 83% всех вредных веществ, попадающих в атмосферу. Лидерами по выбросам вредных веществ в атмосферу являются города Мариуполь (425,6 тысяч тонн в год, или 26 % выбросов по области), Донецк (168,9 тысяч тонн, или 10,3 %), Макеевка (124,8 тысяч тонн в год, или 7,6 %), Енакиево (66,1 тысяч тонн в год, или 4,04 %). Да, ситуация неутешительная. Поэтому, сегодня на уроке мы с вами поднимем этот важный вопрос и попытаемся найти пути его решения. 3. Тема урока. Ученики делают запись в тетрадь. Охрана окружающей среды. 4. Определение задач для учащихся на урок Вы обменяетесь полученной из веб-квеста информацией: О причинах загрязнения почвы, воздуха и воды; О мерах по защите почвы, воздуха и воды от загрязнений. Вы выполните работу: • «Подготовка комплекса мер по защите окружающей среды Мариуполя» • «Подготовка статьи в газету на тему «Экология Азовского моря» или «Экология Мариуполя»» 5. Актуализация знаний учащихся («Микрофон»). Вы все получили домашнее задание – пройти веб-квест и выполнить задания в нем. Давайте обсудим основные стратегические направления вашей работы. • Какое влияние оказывает человеческая деятельность на состояние природы? • На какие среды влияет человеческая деятельность? • Какое влияние оказывает загрязнение окружающей среды на жизнь и здоровье людей? 6. Изучение нового материала (работа в группах, в группы объединяются учащиеся, выбравшие одинаковую роль в Веб-квесте: защитник водных ресурсов, защитник земельных ресурсов, защитник воздушных ресурсов) В качестве введения учащихся в работу используется видеоролик о воз-действии человека на окружающую среду. Каждая группа после 5 минутного обсуждения выступает с презентацией по теме «Причины загрязнения ... среды» (три группы по 2-3 минуты). В процессе выступления всех групп заполняется таблица: № п/п Среда загрязнения Причины, вызывающие загрязнение 1. Воздух (атмосфера) 2. Вода (гидросфера) 3. Почва (литосфера) В результате заполнения таблицы учащиеся приходят к выводу, что одна причина может иметь множество последствий. Кроме того в процессе беседы приходят к выводу, что есть еще одна важная сфера на которую оказывает влияние загрязнение окружающей среды. Добавляется еще одна строка в таблице и указываются причины, влияющие на ухудшение состояния этой сферы Земли. 4 Животный и растительный мир (биосфера) Во время выполнения работы происходит смена деятельности учащихся, что делает возможным отказ от физкультминутки.
7. Релаксация (происходит под видеоролик «Пишутся прекрасные картины», гитара А. Некифоров http://video.mail.ru/mail/nebs/852/2027.html) Мы столько сказали с вами об экологических проблемах планеты Земля, но она все еще остается прекрасной, давайте с вами убедимся в этом. Я предлагаю вам вслушаться в музыку и представить себя путешествующим по самым прекрасным уголкам земного шара. 8. Практическая деятельность учащихся (работа в группах). Мотивация: Вы только что видели чудесные картины природы. И наш город прекрасен. Красивы его парки и скверы, плещется волнами ласковое, теплое Азовское море. Для того, чтобы он стал еще и городом-курортом, и его красоту увидели туристы, необходимо принять срочные меры по защите его экологии. Вступительный инструктаж учителя: Вторым заданием веб-квеста было: подготовить комплекс мер по защите окружающей среды Мариуполя (в зависимости от роли, выбранной учащимися). Для выполнения практической работы учащиеся объединяются в новые группы: 1. Законодательная палата. 2. Редакционный отдел. «Законодательная палата» работает с предложенными учащимися ком-плексами мер по защите окружающей среды Мариуполя (воды, воздуха, почв), объединяя их в один законодательный акт. «Редакционный отдел» работает над написанием статьи в газету на тему «Экология Азовского моря» и/или «Экология Мариуполя» и др. Выполнение практической работы учащимися: во время работы зву-чат легкие мелодии, сопровождаемые картинами природы. 1. Работа законодательной палаты. Выбирается глава палаты, который будет следить за деятельностью ее членов. После обработки данных групп защитников экологии, законодательная палата приступает к разработке комплекса мер по защите экологии Мариуполя. Результаты работы оформляются в предложенном виде: Бланк-основа Разработка программы охраны окружающей природной среды и экологической безопасности г. Мариуполя Приоритетные природоохранные проблемы г. Мариуполя и стратегии их решения В соответствии с анализом состояния окружающей природной среды города Мариуполя сформирован перечень проблем и стратегия их решения. 1. Охрана от загрязнения атмосферного воздуха Приоритетные направления действий: 1. В энергетике... 2. В металлургии... 3. От передвижных источников... 4. Оснащение всех источников выбросов загрязняющих веществ... 2. Охрана от загрязнения, рациональное использование и восстановление природных водных ресурсов Приоритетные направления по улучшению состояния водных ресурсов: 1. 2. 3. 3. Охрана от загрязнения окружающей природной среды опасными отходами Для дальнейшего ограничения негативного влияния накопленных и образованных отходов на окружающую среду необходимо: 1. 2. 3. 4. Охрана и рациональное использование земель Интенсивная разработка полезных ископаемых, их переработка оказывают негативное влияние на геологическую и окружающую природную среду, содействуют активации экзогенных геологических процессов, изменению физико-механических свойств и состава почв, подземных и поверхностных вод. С целью охраны земель необходимо осуществление приоритетных действий: 1. 2. 3. 5. Охрана и рациональное использование растительных и животных ресур-сов, природно-заповедного фонда С целью охраны растительного и животного мира, необходимо осуществление приоритетных действий: 1. 2. 3. 2. Работа редакционного отдела. Выбирается главный редактор, который будет организовывать работу отдела. В качестве начала статьи можно использовать предложенный отрывок: Азовское море. Какое оно? Как живет? Каково его будущее? Можно ли «делать на нем бизнес»? Когда сюда на отдых приезжают люди, вряд ли они задумываются, лежа на пляже, о том, нуждается ли в охране это красивое вечное море, такое близкое и теплое. Море и пляжи – кажется, им ничто не угрожает... Заключительная часть работы: Проводится презентация результатов деятельности групп. Руководители групп оценивают деятельность членов групп. Разработанные материалы направляются для печати в школьной газете и на странице сайта http://sites.google.com/site/trudscul57/ 9. Закрепление знаний («Мозговой штурм») Мозговой штурм «Что я готов сделать для улучшения экологического состояния Земли», Мы с вами говорили о защите окружающей среды в масштабах всего города, а что можете сделать вы, как жители, для улучшения экологической ситуации? Расскажите о своих маленьких шагах навстречу чистой земле, воздуху, воде. Все эти шаги важные, поскольку каждый из них подразумевает какую-то жертву (комфорт, привычка, усилие и т. д.). И так, вот простые способы, выполнение которых, точно не нанесет вреда нашему благополучию (благосостоянию), а просто сделает нас более экономными и заодно поможет климату взять себя в руки (учащиеся перечисляют 13 способов улучшения экологической ситуации, знания о которых почерпнули из веб-квеста, дополняя их своими способами) 10. Подведение итогов урока: • Обсуждение с учащимися достижения задач урока; • Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке и при подготовке к нему (работа по веб-квесту), выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся; • Сообщение темы следующего урока; • Задание учащимся для подготовки к следующему уроку. Теперь вы знаете, как отражается состояние окружающей среды на такой важной отрасли, как сельское хозяйство. Сегодня на уроке вы познакомились с основными направлениями работы эколога, я предлагаю вам подготовить небольшие сообщения об особенностях профессий, связанных с сельским хозяйством и его перерабатывающими отраслями. • Желающим учащимся предлагается выполнить творческий проект по теме: 1. «Экологичное жилье» 2. «Экология быта» 3. «Здоровый образ жизни» 4. «Экология и питание человека» 5. «Мариуполь – туристический город» 11. Уборка рабочих мест. Бланк-основа Разработка программы охраны окружающей природной среды и экологической безопасности г. Мариуполя Приоритетные природоохранные проблемы г. Мариуполя и стратегии их решения В соответствии с анализом состояния окружающей природной среды города Мариуполя сформирован перечень проблем и стратегия их решения. 1. Охрана от загрязнения атмосферного воздуха Приоритетные направления действий: 1. В энергетике... 2. В металлургии... 3. От передвижных источников... 4. Оснащение всех источников выбросов загрязняющих веществ... 2. Охрана от загрязнения, рациональное использование и восстановление природных водных ресурсов Приоритетные направления по улучшению состояния водных ресурсов: 1. 2. 3. 3. Охрана от загрязнения окружающей природной среды опасными отходами Для дальнейшего ограничения негативного влияния накопленных и образованных отходов на окружающую среду необходимо: 1. 2. 3. 4. Охрана и рациональное использование земель Интенсивная разработка полезных ископаемых, их переработка оказывают негативное влияние на геологическую и окружающую природную среду, содействуют активации экзогенных геологических процессов, изменению физико-механических свойств и состава почв, подземных и поверхностных вод. С целью охраны земель необходимо осуществление приоритетных действий: 1. 2. 5. Охрана и рациональное использование растительных и животных ресур-сов, природно-заповедного фонда С целью охраны растительного и животного мира, необходимо осуществление приоритетных действий: 1. 2.
|